Сегодня в Поволжье услуги сотовой связи третьего поколения (3G) оказывают лишь несколько операторов стандарта CDMA450. Их пример, которому в силу законодательных ограничений пока не могут последовать GSM-операторы, наглядно показывает все плюсы и минусы новой технологии. Все GSM-операторы сотовой связи Поволжья говорят, что запуск сетей третьего поколения — это стратегическая задача. Пока вопросы лицензирования этой деятельности решаются на федеральном уровне, и надеяться на запуск в коммерческую эксплуатацию сетей 3G в ближайшие полгода просто наивно. По мнению аналитика консалтинговой компании AC&M-Consulting Елены Саяпиной, можно ожидать получения лицензий GSM-операторами не раньше третьего квартала 2007 года. В то же время на территории Поволжья уже работают с сетями третьего поколения компании Sky Link, «ВолгаТелеком» и «Сотовая связь Башкортостана» (см. карту).
В начале декабря 2006 года Sky Link запустил очередной проект — сеть стандарта CDMA450 в Ульяновской области. По словам директора по связям с общественностью сотового оператора Ольги Пестеревой, компания хочет стать ведущим провайдером современных телекоммуникационных услуг в регионе, в первую очередь — услуг на основе беспроводной мобильной передачи данных. Главное, что позволяет делать такие амбициозные заявления — это технические возможности, которые открываются для операторов, работающих в сетях третьего поколения. И в первую очередь — высокая скорость передачи данных.
Разные корзины
По мнению консультанта аналитической компании J’son&Partners Ирины Астафьевой, основное преимущество сетей CDMA450 заключается именно в том, что они обеспечивают высокоскоростной мобильный доступ в Интернет, недоступный GSM-операторам. Такие сети обеспечивают скорость до 2,4 Мбит/сек, чего достаточно, например, для ведения прямой видеотрансляции. В GSM-сетях этот показатель на порядок ниже (до 384 кбит/сек).
Операторам, работающим в стандарте CDMA450, сейчас на руку играет тот факт, что темпы роста рынка сотовой связи в Приволжском федеральном округе (ПФО) снизились уже настолько, что теперь наиболее динамично растущим сегментом рынка телекоммуникаций является широкополосный доступ в Интернет.
Несмотря на то, что рынок сотовой связи Поволжья уже практически поделен между GSM-операторами и находится в «зрелой» стадии развития, есть потребители, которых могут заинтересовать предложения CDMA450−операторов. Но технических возможностей сетей GSM для передачи голоса вполне хватает, а широкая распространенность технологии позволяет компаниям обеспечивать глобальный роуминг для своих абонентов.
Поэтому CDMA450−операторы пока не смогут конкурировать на рынке классических голосовых услуг, так как единственное техническое преимущество перед классическими операторами — это радиус действия базовых станций, который в пять раз больше. Конечно, это позволяет быстрее строить сеть и несколько снижает затраты на обслуживание инфраструктуры, но это не является конкурентным преимуществом компании на рынке, поскольку не имеет значения для абонентов. С точки зрения продаж, сети CDMA450 не предлагают абонентам ничего нового в секторе передачи голоса, кроме безлимитных тарифов внутри региона.
Низким продажам контрактов способ-ствует и относительно небольшой выбор и высокая стоимость телефонов. Например, на сайте компании Sky Link представлено около 20 терминалов. Нижняя граница ценового диапазона составляет около четырех тысяч рублей.
Таким образом, «безлимитка» является вынужденным маркетинговым ходом для продвижения своих услуг со стороны CDMA450−операторов, но она вполне может компенсировать их недостатки на рынке передачи голосовых данных.
Самые «тяжелые»
В секторе дополнительных услуг CDMA450−операторы в Поволжье делают основной упор на доступ в Интернет. «Наша стратегическая линия — фокус на услуги по передаче данных», — говорит Ольга Пестерева из компании Sky Link. Такой же стратегии придерживается и директор департамента информационно-аналитического обеспечения компании «ВолгаТелеком» Татьяна Зотова. «Основное преимущество сети ‘‘СтриЖ’’ — возможность быстрого обмена данными и работы в сети Интернет», — говорит она.
Правильность такого подхода подтверждают финансовые показатели компаний. Так, в Нижегородской области средний месячный интернет-трафик абонентов Sky Link в октябре составил 66 Мб. Специалист по исследованиям рынка аналитической компании iKS-Consulting Максим Саватин пояснил, что эта цифра в несколько раз превышает аналогичный показатель у GSM-операторов. А из среднемесячного абонентского платежа (ARPU) абонентов компании «ВолгаТелеком», который составляет 599 рублей, 33% приходится на передачу данных. Приблизительно такую же сумму — около 200 рублей — составляет средний ARPU GSM-абонента в Поволжье.
Между тем говорить о широкой распространенности услуг CDMA-операторов пока рано, они имеют сравнительно небольшие абонентские базы. Так, в Нижегородской области у Sky Link около 2,5 тыс. абонентов, а в республике Удмуртия — около 7,5 тыс. Количество абонентов сотовой связи «СтриЖ» компании «ВолгаТелеком» на данный момент лишь приближается к восьми тысячам клиентов. Но при этом ARPU абонента компании Sky Link по Нижегородской области составил в октябре 1,2 тыс. рублей, что почти в четыре раза больше самого высокого из аналогичных показателей по Поволжью — ARPU компании «МСС-Поволжье» (ТМ «МегаФон») в Самарской области (310 рублей). В Республике Удмуртия ARPU одного абонента Sky Link несколько ниже — 800 рублей. Голосовой трафик пользователя составляет около 650 минут в месяц, это более чем в 2,5 раза выше аналогичного показателя компании «МСС-Поволжье» (230 минут в месяц). Такая разница объясняется безлимитными тарифами.
На сегодня доля абонентов CDMA-операторов в общей абонентской базе компаний, предоставляющих услуги сотовой связи, составляет около 1%, но необходимо отметить, что это достаточно «тяжелые» клиенты. ARPU компании Sky Link за ноябрь по России составил 1,5 тыс. рублей. Получается, что целевой аудиторией CDMA-операторов являются обеспеченные люди, которые готовы платить больше за высокоскоростной доступ в Интернет и возможность безлимитных разговоров.
Оптимисты и реалисты
Вопрос востребованности услуг 3G стоит сейчас довольно остро во всем мире. Дело в том, что сети связи третьего поколения ориентированы в равной степени и на передачу голоса, и на развитие дополнительных услуг. Перспективность бизнеса по развитию альтернативных сервисов как раз и вызывает сомнения у аналитиков и представителей контролирующих органов. По данным Мининформсвязи РФ, доля доходов от дополнительных услуг у GSM-операторов в России не превышает 16%, среди которых одну четверть занимает услуга доступа в Интернет (4%).
Добавляет неопределенности и опыт Западной Европы, где уже функционируют сети связи 3G, но количество их абонентов не столь велико, как планировалось первоначально. Единственное, что вселяет оптимизм, так это тот факт, что доля дополнительных услуг в общем доходе ряда европейских операторов сотовой связи (работающих в разных стандартах) приближается к 30%.
Невысокие показатели российских сотовых компаний в этом сегменте аналитики объясняют неготовностью рынка к потреблению таких продуктов в объемах, близких к использованию сервисов передачи голоса. Наглядно демонстрирует этот факт отношение самарского отделения федерального сотового ритейлера «Телефон. РУ», которое продает подключения и карты оплаты услуг сотовой связи «СтриЖ». Управляющий директор ООО «Самара Телефон. РУ» Юлия Васильева поясняет: «Сотрудничество с проектом ‘‘Стриж’’ компании ‘‘ВолгаТелеком’’ является услугой для ‘‘комплекта’’ и скорее демонстрирует ‘‘универсальность’’ нашей торговой сети, нежели приносит прибыль. Подключения к сети ‘‘СтриЖ’’ единичны, а общее количество проданных карт оплаты в наших салонах не достигает и 500 штук ежемесячно против нескольких десятков тысяч карт оплаты других операторов».
Сегодняшнее положение CDMA450−операторов убеждает в том, что услуги сетей третьего поколения — нишевое решение. Это более высокорентабельный бизнес по сравнению с классическим GSM-стандартом, но нацелен он на узкий сегмент потребителей. Поэтому, принимая решение о переходе к сетям 3G, поволжским GSM-операторам сотовой связи стоит учитывать, что новые сервисы не послужат моментальным катализатором роста выручки со всей абонентской базы. Они лишь позволят удовлетворить потребности небольшой части платежеспособной публики.