Нельзя сказать, что россияне очень довольны своими участковыми терапевтами: чаще всего они оценивают их работу как удовлетворительную (36%), доля отрицательных оценок несколько превосходит долю положительных (24% против 21%); пятая часть опрошенных затрудняются дать оценки работе медиков (19%). Более трети респондентов (38%) считают, что участковые врачи относятся к своим пациентам внимательно, отзывчиво; чуть большая доля (40%) говорят о невнимании, равнодушии терапевтов; 22% затрудняются с ответом на вопрос. При этом 16% опрошенных отмечают, что за последние год-два участковые врачи стали относиться к пациентам лучше, чем раньше; по мнению 11% респондентов, они стали менее внимательны к больным; половина опрошенных (49%) не отмечают здесь никаких изменений. Что касается уровня квалификации и профессиональных знаний участковых терапевтов, высоко оценивают их 30%, низко - 35% участников опроса.
Почти половина опрошенных (45%) утверждают, что за последние два-три года они ни разу не посещали своего участкового врача. Среди тех, кто был у терапевта, 13% обращались к нему в течение последнего месяца или буквально на днях, 15% - в период от месяца до полугода, у четверти опрошенных (26%) этот срок больше. Добавим, что более половины посетивших участкового (30% по выборке) в целом довольны своим врачом, а треть (18% по выборке), напротив, недовольны.
Респондентам были заданы открытые вопросы о причинах их удовлетворенности или недовольства работой терапевта. Довольные работой участкового говорили о "нормальном человеческом отношении врача к пациенту" (18%), о качественном лечении ("поставил правильно диагноз и выписал лекарство"; "вылечился") - 6%, о высокой квалификации лечащего врача ("хороший специалист") - 4%. Некоторые выражали удовлетворенность тем, что врач "приходит на дом" и что медицинское обслуживание хорошо налажено, "стало легче попасть на прием" (по 1%), а также давали общую положительную оценку своему участковому терапевту ("у нас хороший врач") - 2%.
Недовольные работой своего участкового говорили о его грубости и равнодушии (10%), о неумелой постановке диагноза и плохом лечении ("его лечение мне не помогает") - 4%, низкой квалификации ("мало что понимает в болезнях") - 2%, а также о плохой организации медобслуживания и взятках ("если нет денег, вообще не смотрят") - по 2%. Кроме того, некоторые (1%) отмечают нехватку участковых в медучреждении, где они лечатся ("...и очень мало терапевтов").
Респондентов, за последние два-три года посещавших терапевта, спросили, для чего они чаще всего к нему обращаются (предлагалась карточка, можно было выбрать не более трех вариантов ответа). Как и следовало ожидать, самый распространенный повод для визита к врачу - постановка диагноза и лечение (27%). Довольно многие приходят к терапевту, чтобы услышать совет по поводу здоровья или за направлением на сдачу анализов, диспансеризацию (по 14%), а также за направлением к другому специалисту (10%). За больничным листом обращаются к врачу 9% респондентов, за льготным рецептом - 7%, за разного рода справками - 4%. Отметим, что посещают участкового врача с собственно медицинской целью (постановка диагноза и назначение лечения, обращение за советом по поводу здоровья, а также измерение давления, отмеченное 5% респондентов) 46% опрошенных. Примерно такая же их доля - 44% - приходят к терапевту, ожидая от него выполнения скорее административно-бюрократических функций.