Найти остров, на который не ступала бы нога человека, не так уж сложно. Например, из всего архипелага Багамских островов -- а их более семисот -- обитаемы не больше полусотни. Значит, можно стать владельцем всех прочих. Правда, прежде чем покупать остров, нужно, конечно, представлять, что же потом с ним делать. Обычно делают с ними вот что. Отдыхают.
"Дача" на собственном острове -- это прерогатива людей большого бизнеса и звезд Голливуда. К примеру, Джонни Депп и Николас Кейдж прикупили по острову на Багамах, Тони Кертис занимается живописью на острове возле Новой Шотландии, Джулия Робертс приобрела небольшой уютный Таос в штате Нью-Мексико, а Брук Шилдс отдыхает на острове, расположенном посреди озера едва ли не в самом Нью-Йорке.
Что касается русских покупателей островной недвижимости, то информация о них значится не в официальных списках деловых журналов, а в интернет-слухах. Говорили, что предприниматель Роман Абрамович приобрел остров на Мальдивах. Или только хотел приобрести...
Охраняют окружающую среду.
Пару лет назад Леонардо Ди Каприо купил себе остров в Карибском море, как он заявил, "для защиты окружающей среды". Для этого актер решил построить на нем пятизвездочный отель для состоятельных любителей экотуризма. Как сказал один из друзей голливудской звезды, "он хочет делать деньги, не вредя природе; будут использоваться только восполнимые энергоресурсы".
Кстати, островов, которые необитаемы по причине охраны их природы государством, немало. К примеру, на атолле Кэролайн, который имеет всего шестиметровую высоту над уровнем моря, живут только четверо "лесничих", которые следят за заповедником и никого туда не пускают, тем более туристов. А затея Ди Каприо, скорее, служит третьей цели покупки острова.
Занимаются бизнесом.
"Мы провели один из наших отпусков на маленьком тропическом острове. С тех пор нас одолела "островная лихорадка": мы стали неудержимо мечтать о собственном островке на Карибах! Когда-нибудь, может быть, потом... Ведь нам казалось, что для того, чтобы купить остров, нужны немыслимые деньги! Но когда однажды мы решили приблизить это "потом", оказалось, что этот процесс отнимает гораздо больше времени и сил, чем денег".
Даг и К.Т. Ингерсолл, "Дневник карибской мечты"
Эта семейная американская пара на сайте http://www.tranquilitycaye.com/ рассказывает о приобретении острова у берегов Белиза. Несмотря на то что оба они были далеки от туристского бизнеса (муж занимался продажей автомобильных аудиосистем, жена воспитывала троих детей), через несколько лет им удалось превратить дикий остров, покрытый мангровыми джунглями, в романтический частный курорт.
Однако подобные ограниченные в средствах энтузиасты, покупающие остров, редки. В основном все же покупателями становятся солидные бизнесмены, получающие от островного бизнеса не менее солидную прибыль. Например, Антонио де ла Руа, сын бывшего президента Аргентины и жених Шакиры, приобрел остров на Багамах для осуществления 100-миллионного проекта. Он решил построить для миллионеров рай с шикарными отелями, кортами для гольфа и прочими многозвездочными атрибутами. Впрочем, покупка острова выгодна даже без его обустройства: цены растут на 15-20% в год.
Правительства разных стран в последнее время усиленно поощряют инвестиции в развитие бизнеса на необитаемых островах. Особенно активны в этом отношении страны Карибского бассейна, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Багамы. Не отстает и Китай: за последние три года туристические компании освоили уже более двадцати из необитаемых островов, принадлежащих этой стране. Причем заявляется, что отдых на них "самый экономичный" по сравнению с другими странами.
Впрочем, для того чтобы почувствовать себя Робинзоном, необязательно даже выезжать из России. Можно поехать, например, на остров Коткано в Белом море. Путевки туда предоставляет одна из российских туристических фирм.
А вот на один из эстонских островков (коих этой стране принадлежит несколько тысяч), расположенный недалеко от Таллина, путевки не предлагают. Потому что на нем строится элитная русская бизнес-деревня из 8 домов. Собственниками называют сына губернатора Санкт-Петербурга Сергея Матвиенко, представителя "ЛУКОЙЛа" в Эстонии Александра Савельева и крупного петербургского банкира Евгения Большакова. Но, опять же, является это правдой или слухами, русские бизнесмены предпочитают не комментировать.
Создают собственные государства.
* Во время Второй мировой войны в Северном море была возведена платформа из двух башен с зенитными батареями на самом верхнем ярусе. В 60-х годах майор британской армии Пэдди Рой Бейтс самовольно завладел заброшенным военным фортом и переселился туда на постоянное жительство вместе с семьей. Причем провозгласил бывший форпост ПВО княжеством Силэнд (Sealand), назвал себя принцем, ввел свой государственный флаг, почтовые марки, паспорта и выпустил золотые и серебряные силэндские доллары. Отстаивая независимость и свободу своего княжества, майору и его семье пришлось даже воевать и отбиваться от нападений неприятеля. Сначала Бейтсы отразили попытку британских королевских ВМС выселить их с платформы в 1968 году, однако суд признал, что это сооружение находится вне пределов юрисдикции британского правительства. Затем пришлось отстаивать право на владение собственностью перед лицом скоординированной атаки группы западногерманских и нидерландских бизнесменов. Силэнд по-прежнему является суверенным государством - и, тем не менее, на карте мира такой страны не значится.
Ныне майору уже за восемьдесят, и делами княжества распоряжается его сын, принц Майкл Первый. Майкла Второго, по всей видимости, не будет, поскольку платформа выставлена на торги. И уже нашлись желающие купить ее -- шведские интернет-пираты с портала "Пират Бей" (The Pirate Bay), которые занимаются распространением нелицензированной аудио- и видеопродукции через глобальную сеть. Этот остров нужен им для защиты от законов об охране авторских прав, ведь на независимой территории не действуют принятые во всем остальном мире законы. Правда, пираты собрали пока всего 13,7 тысячи долларов США, тогда как некоторые европейские агентства недвижимости оценивают объект в более чем 950 миллионов долларов.
* Государство Минерва -- совсем молодое суверенное княжество с конституцией от 2004 года -- появилось и было признано независимым еще в 1972-м. Однако ему пришлось пережить непростые времена. Этот необитаемый остров, находящийся среди группы островов княжества Тонги, был обнаружен в 1852 году группой американских китобоев. В годы Второй мировой войны его оккупировали американские военные силы; позднее они начали там строительство. Когда Минерва стала суверенным государством, король Тонги заявил, что атолл Минерва традиционно использовался тонганским народом для рыбной ловли и принадлежит его стране. Минерва существовала всего 6 месяцев, после чего военный флот Тонги захватил остров. Флаг Минервы был сорван, а правительство покинуло страну. В течение тридцати лет было предпринято несколько попыток восстановить суверенитет, и в 2003 году этого удалось добиться. Теперь это государство с конституциональной монархией, в котором живут около 1200 человек (83% из них -- американцы и европейцы).
В настоящее время купить остров для того, чтобы провозгласить себя королем, довольно сложно. Дело в том, что почти все страны продают острова не в личную собственность, а в долгосрочную государственную аренду на 50-99 лет.